Можно ли смешивать разные тормозные жидкости


Можно ли смешивать тормозную жидкость разных производителей

Неважно каким автомобилем вы обладаете – тормозная система вашего железного коня должна всегда работать исправно. От этого зависит не только ваша жизнь, а и судьбы других участников дорожного движения. Существует два диаметрально противоположных мнения по поводу миксования тормозных средств. Одна категория экспериментаторов вполне довольна результатом, другая – напротив, вспоминает тот случай как страшный сон. Не спрашивайте зачем они это делали. Причины были примерно одинаковые:

  1. Тормозуха вытекла, а до ближайшего магазина еще ехать и ехать.
  2. Нет денег, а ехать нужно срочно.

Владельцы авто не заметили связи между классностью машин и конечным результатом. В чем же дело? Попробуем разобраться.

Типы тормозной жидкости

Международные эксперты-автомобилеводы официально запатентовали всего 4 типа тормозухи:

  1. DOT 3. Вещество для больших и тихоходных грузовиков с тормозными колодками барабанного типа. Точка кипения 150°C.
  2. DOT 4. Температура закипания гораздо выше – 230°C. Практически универсальное средство. Им пользуются как тавроводы, так и владельцы автомобилей классом повыше. Ограничение в применении стоит только для владельцев спортивных машин.
  3. Для них производится тормозная жидкость под маркировкой DOT 5. Точка закипания гораздо выше.
  4. DOT 5.1. – продвинутая версия DOT 4. Кипит не раньше, чем нагреется до 260 градусов Цельсия.

Обращайте внимание на классификацию. В случае крайней необходимости технически допускается смешивать все тормозные жидкости, кроме той, которая используется для спорткаров. Ни в коем случае не вливайте DOT 5 в любую другую категорию!

В DOT 4 или 5.1 можно добавить тормозную жидкость для грузовых машин. Учтите, что тормоза с таким миксом будут работать, но неизбежно снизится температура кипения. Не развивайте максимально допустимую скорость, тормозите плавно. После поездки обязательно смените жидкость и прокачайте систему.

Важно! Если на авто нет автоблокировочной системы (ABS), нельзя добавлять жидкость с такой пометкой на бутылке, даже если классность соответствует вашей.

Состав тормозной жидкости

Тормозные жидкости по своему составу бывают:

  • силиконовые;
  • минеральные;
  • гликолевые.

Минеральные тормозные жидкости для автомобиля – это аксакалы в своей области. С тормозных жидкостей на основе касторки и этилового спирта началась эра тормозух. Сейчас их производят преимущественно из продуктов нефтепереработки.

Большинство производителей за основу берут гликоль, который более универсален в использовании. Их практически единственным недостатком является повышенная гигроскопичность. В следствии этого процедуру замены приходится проводить гораздо чаще.

С DOT 5 для спортивных и гоночных автомобилей – отдельная история. Они изготовляются только из силикона, за счет этого и обладают такими свойствами. Но главным недостатком этих жидкостей является плохая впитываемость: жидкость, попадая в тормозную систему, не растворяется в веществе, а оседает на стенках. Коррозия гидравлической системы автомобиля не заставит вас долго ждать. Именно поэтому запрещено добавлять силиконсодержащие жидкости в гликолевые или минеральные. Последние смешивать между собой также не рекомендуется. Если их смешать, то резиновым манжетам гидропровода придет конец.

Совет. Смешивайте жидкости только с одинаковым составом.

Тормозная жидкость разных производителей

В принципе, мы уже рассмотрели самые важные параметры. Нельзя смешивать жидкости с разным составом, нужно обращать внимание на классность. Все бы ничего, но производители радуют своих клиентов новыми разработками, которые должны улучшать состав их продукта. Для этого используются различные присадки. Их состав и свойства обычно указываются на этикетке. Что будет, если смешать тормозные жидкости одинаковой классности, состава, но разных производителей – никто вам не даст точный ответ.

Мы рекомендуем не смешивать тормозную жидкость на свой страх и риск, а заменить на новую. В случае экстремальной ситуации, воспользуйтесь советами и обязательно промойте и прокачайте всю систему после окончания вынужденного эксперимента.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях!

turboracing.ru

Можно ли смешивать тормозные жидкости разных производителей и классов

Задача тормозной жидкости в современном автомобиле – иметь минимальное сжатие и выдерживать высокие температуры, то есть не закипать при них. Работать на тормозной жидкости система торможения автомобиля без сбоев может от 2 до 5 лет, в зависимости от качества самой жидкости, эксплуатационных условий, исправности системы и ряда других факторов.

Однако в один прекрасный момент каждому автомобилю требуется замена тормозной жидкости, и не обязательно это происходит из-за потери ее эксплуатационных свойств, например, к подобной необходимости может привести обрыв тормозного шланга, который, соответственно, сопровождается вытеканием жидкости.

Неприятно, если это происходит на трассе или посреди дороги, особенно когда с собой нет тормозной жидкости. Можно дойти (или доехать) до ближайшего автомобильного магазина, но что если и там нет такой тормозной жидкости, которая залита в автомобиль? В такой ситуации возникает логичный вопрос, а можно ли смешивать тормозные жидкости автомобиля от различных производителей или разных классов? Его мы и рассмотрим в рамках данной статьи.

Оглавление: 1. История развития тормозной жидкости 2. Что такое сухая и увлажненная тормозная жидкость 3. Классификация тормозных жидкостей по DOT 4. Можно ли смешивать тормозные жидкости разных классов 5. Можно ли смешивать тормозные жидкости разных производителей

История развития тормозной жидкости

Как и любая эксплуатационная жидкость в автомобиле, «тормозуха» прошла большой путь развития. Производители экспериментировали с различными составами и присадками, чтобы развить тормозную жидкость до того, что мы видим сейчас.

На раннем этапе развития тормозной жидкости, в качестве основы использовались минеральные составы. Через некоторое время производители жидкостей пришли к выводу, что базисом должен быть гликоль (из-за его свойств минимально впитывать воду), а позже за основу стали брать силикон. Сейчас наиболее распространены именно два последних варианта – гликолевые и силиконовые тормозные жидкости.

Что такое сухая и увлажненная тормозная жидкость

Водители, которые интересуются автомобильной тематикой, прекрасно знают, что эксплуатационные свойства тормозной жидкости зависят от количества воды в ней. Согласно правилам, в автомобиль должна быть залита тормозная жидкость, процентный объем воды в которой не превышает 3,5%. Если ее больше – жидкость перестанет выполнять возложенные на нее задачи из-за закипания при более низких температурах, чем те, которые образуются в процессе торможения автомобиля.

Принято делить тормозную жидкость, которая еще не была залита в автомобиль, на сухую и увлажненную.

Под сухой тормозной жидкостью понимается смесь, которая находится в только что открытой банке. Поскольку на заводе тормозную жидкость герметично упаковывают, когда ее открывает водитель в первый раз, он получает жидкость, в которой практически не содержится воды (за исключением сотых долей процентов, если речь идет о качественной жидкости).

Под увлажненной понимается тормозная жидкость, пригодная для использования, но которая уже имеет в себе некоторый процент воды. Например, если банка с тормозной жидкостью была открыта давно, состав будет поглощать воду из воздуха, из-за чего жидкость станет увлажненной.

Важно: Как было отмечено выше, тормозная жидкость, в которой содержится 3,5% или больше воды, непригодна для использования в автомобиле. Перед тем как заливать увлажненную тормозную жидкость в автомобиль, проверьте процент воды в ней. Это можно сделать при помощи специального прибора, продающегося в автомобильных магазинах.

Рекомендуем прочитать: Как часто нужно менять тормозную жидкость

Классификация тормозных жидкостей по DOT

Тормозные жидкости классифицируют по международной системе DOT, которая впервые была предложена в Америке. Сама аббревиатура DOT переводится как Department of Transportation, то есть департамент транспорта. Именно американский департамент транспорта принял решение о введении единой классификации DOT, в зависимости от состава тормозной жидкости.

В данный момент в мире насчитывается пять классов DOT, но имеются некоторые нюансы, из-за которых на самом деле таких классов больше. Выделяют следующие тормозные жидкости:

  • DOT 1 и DOT 2. Это самые первые тормозные жидкости, выпущенные производителями в начале 20 века. В данный момент они практически не используются, за исключением ретро-автомобилей, и тому есть логичное обоснование. Дело в том, что в момент выпуска жидкостей класса DOT 1 и DOT 2 в массовом сегменте преобладали тихоходные автомобили. Поскольку они были медленными, при их торможении выделялось меньше тепла, чем выделяется у современных автомобилей. Жидкости класса DOT 1 и DOT 2 были выполнены на основе минеральных веществ, и они справлялись с подобной температурой, не закипая. В современных тормозных системах выделяется при торможении значительно больше тепла, вплоть до 300-400 градусов по Цельсию, с чем составы на основе минеральных веществ никак не могут справиться (имея температуру кипения в 120-130 градусов);
  • DOT 3. Революционная тормозная жидкость, которая смогла решить проблему закипания, соответственно, ее стали заливать в более быстрые автомобили. Тормозная жидкость данного класса выполнена на основе гликоли, а ее температура кипения в сухом виде находится на уровне порядка 230 градусов по Цельсию;
  • DOT 4. Тормозная жидкость, которая отличается от DOT 3 только набором присадок. Она также выполнена на основе гликоли, но за счет использования присадок ее порог кипения удалось немного увеличить. Закипает жидкость DOT 4 (при условии, что она сухая) при температуре около 240 градусов по Цельсию. Стоит отметить, что до сих пор тормозная жидкость класса DOT 4 активно используется, и для большинства современных автомобилей ее характеристик достаточно. Срок использования тормозной жидкости класса DOT 4 составляет порядка 2-3 лет, после чего ей требуется замена;
  • DOT 5.1. Еще одно развитие тормозных жидкостей на основе гликоля. Современные присадки добавляются в тормозные жидкости данной классификации, чтобы еще повысить ее порог закипания. Он составляет (для сухой жидкости) в данном случае 260 градусов. Но стоит отметить, что тормозные жидкости DOT 5.1 используются реже, нежели вариации классификации DOT 4. Дело в том, что они значительно дороже, при этом их эксплуатационные свойства не сильно лучше, и производители бюджетных автомобилей применяют именно класс DOT 4;
  • DOT 5. Полноценное новое поколение тормозных жидкостей, которое получило инновационное изменение – новую основу. В качестве основы данной жидкости используются силиконы. Температура кипения такого состава находится на уровне в 260 градусов по Цельсию для сухой жидкости, но здесь важно отметить, что сухой силиконовая жидкость остается дольше, чем гликолевая. Дело в том, что силикон значительно менее охотно впитывает влагу, благодаря чему его можно использовать без замены 4-5 лет. Стоит отметить, что также в продаже присутствует классификация DOT 5.1/ABS, фактически это аналог DOT 5, но с некоторыми нюансами.

Если посмотреть информацию выше, может сложиться впечатление, что тормозная жидкость DOT 5 –  это идеальное решение для современного автомобиля. Это не совсем так. Одной из задач тормозной жидкости является смазка компонентов системы торможения, среди которых поршни, сальники, цилиндры и прочее. Специалисты сходятся на том, что гликолевые тормозные жидкости лучше подходят для смазывания сальников, тогда как силиконовые могут привести к их быстрому старению.

Можно ли смешивать тормозные жидкости разных классов

Как можно видеть из описанного выше текста, тормозные жидкости отличаются друг от друга в плане используемого «базиса» — гликоль или силикон, все остальные их отличия сводятся к набору присадок. Из этого следует, что:

  • DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Все эти классы тормозных жидкостей выполняются на основе гликолей. Их друг с другом можно смешивать, но важно отметить тот факт, что при смешивании итоговая жидкость наследует права состава с наименьшими характеристиками. Это значит, что если вы смешаете DOT 3 и DOT 5, то получите фактически DOT 3 по показателям температуры закипания. Учитывая более высокую цену тормозной жидкости более высокого класса, подобное смешивание нецелесообразно и может применяться только в экстренных случаях;
  • DOT 5 и DOT 5.1/ABS. Эти тормозные жидкости, выполненные на базе силикона, также можно смешивать между собой в экстренных ситуациях, но не рекомендуется, поскольку у них составы отличаются довольно значительно.

Стоит отметить, что информацию об используемой тормозной жидкости в автомобиле можно посмотреть в книгах по его технической эксплуатации. Необходимо следовать советам производителя и использовать жидкость именного того класса, который он рекомендует. Стараясь сэкономить, заливая DOT 3 вместо DOT 5, можно столкнуться с проблемами при торможении или чрезмерным износом деталей.

Запомните: Смешивать между собой тормозные жидкости на основе гликоля и силикона категорически запрещено. Это может привести не только к серьезным финансовым затратам для устранения последствий в тормозной системе, он и к полному отказу тормозов.

Можно ли смешивать тормозные жидкости разных производителей

Поскольку международная система DOT предъявляет требования к тормозным жидкостям каждого класса, они практически идентичны друг другу и отличаются у разных производителей незначительно. То есть, если тормозная жидкость имеет один класс DOT, можно ее смешивать без опаски навредить автомобилю.

Обратите внимание: Речь идет только о качественных тормозных жидкостях. Возможно, что при смешивании «подделки» и оригинальной тормозной жидкости одного класса разных производителей возникнут проблемы.

(73 голос., средний: 4,70 из 5) Загрузка...

OkeyDrive.ru

Как правильно выбрать тормозную жидкость?

Содержание:

Тормозная жидкость является рабочей средой, предназначенной для передачи усилия, создаваемого в главном тормозном цилиндре, колесным парам. Для выполнения задачи она должна обладать рядом свойств и соответствовать нормативным документам. Использование низкокачественных составов уменьшает срок эксплуатации узлов агрегата. Дешевые смеси для снижения скорости могут стать причиной аварийной ситуации.

Основные параметры тормозных жидкостей:

  • степень вязкости;
  • температура кипения;
  • химическая инертность к материалам (например, резине);
  • коррозионная стойкость;
  • постоянство свойств в пределе рабочих температур;
  • возможность смазывания элементов, работающих в контакте;
  • уровень поглощения влаги из окружающей атмосферы (присущ составам на гликолевой основе);

Нормативные документы

На территории России и стран СНГ применяется межгосударственный стандарт, принятый органом метрологии МГС. Технические условия, изложенные в нем, носят рекомендательный характер. На ряд продукции действуют ТУ, разработанные изготовителями и утвержденные местными органами стандартизации. Качество их смесей нередко вызывает сомнение.

Большую значимость имеет американский эталон качества FMVSS №116. Прародителем документа является департамент безопасности транспорта United States Department of transport. От аббревиатуры разработчика происходит обозначение, употребляемое во все мире: DOT.

В соответствии с FMVSS №116 (в зависимости от вязкости и параметров кипения), все смеси сгруппированы по классам: от третьего до пятого. Вариант обозначения: DOT 3.

Каждый из классов (DOT) предназначен для "своего" режима работы (тихоходного, скоростного) и определяется видом тормозов: дисковых или барабанных.

Состав компонентов для тормозных жидкостей

Базовым элементом композиции являются соединения гликоля, силикона иминеральных материалов. Пропорция основы составляют 94-98% от всего объема.

Для придания препарату определенных свойств добавляются присадки. Лучше смотрятся окрашенные красителями смеси. Далее более подробно.

1. Полиэтиленгликоль (ПЭГ)

Этот компонент используется наиболее часто (исключение: класс DOT 5). Есть причины считать, что составы: DOT 5.1, DOT 3 и DOT 4, могут без ущерба заменять друг друга (либо смешиваться в различных пропорциях).

Помимо полиэтиленгликоля, иногда применяется вещество, близкое ему по свойствам - полиалкиленгликоль.

2. Силикон

К достоинствам использования органических соединений элемента кремния относят:

  • химическую инертность к большинству материалов, используемых в конструкции автомобиля;
  • независимость важного параметра - вязкости - от температуры (что особенно актуально в зимний период времени);
  • возможность эксплуатации в большом промежутке температур (от t=-100 °С до положительной t=350°С);
  • низкая гигроскопичность.

3. Минеральные соединения как основа тормозной жидкости

Представляют собой равнозначные пропорции касторового масла с различными спиртами, например. бутиловым (БСК).

С преимуществом их применения связаны следующие факторы:

  • отличная степень защиты;
  • отсутствие агрессии к покрытиям (например, лаку);
  • хорошее смазывание работающих поверхностей:
  • неспособность поглощать пары влаги.

Важно отметить, что отрицательным моментом является высокая степень вязкости и низкая температура кипения. Они не отвечают требованиям FMVSS №116 и считаются сегодня неактуальными.

Когда нужно обновлять состав?

Периодичность замены тормозной жидкости определяется рекомендациями производителя. Усредненные параметры обновления соединения варьируются пределами: 1-2 года. Если жизнь водителя связана с частыми разъездами, ему лучше оперировать понятием "протяженность пути", а именно: когда машина проедет не менее 100 тысяч километров.

Для более детального рассмотрения вопроса следует учитывать интенсивность эксплуатации автомобиля и изучить свойства смеси. Например, DOT 5.1.

Среди всех классов она отличается максимально высоким процентом влажности, который хорошо сбалансирован комплектом присадок. Поэтому при прочих равных параметрах работает дольше. Менять композицию DOT 5.1. требуется реже.

Можно ли без вреда смешивать тормозную жидкость?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует.

1. Сторонники, склонные с этим согласиться, оговаривают одно условие: "Только в случае идентичности базовой составляющей". Кроме того, рекомендуется компоновать составы, изготовленные одной фирмой.

Согласившись с ними, необходимо ознакомиться с данными, указанными на этикетке. Несложно составить "свою" композицию, выбрав одну из основ, перечисленных ниже:

  • растворы с силиконом - silicone base (например, обозначение: "DOT 5 silicone base");
  • смеси с минеральными компонентами (на емкостях с которым указано: "LHM");
  • структуры с полигликолями (вариант, "MOTUL Hydraulic DOT 5" или отечественный препарат "Роса").

Пренебрежительное отношение к рекомендациям специалистов способно создать соединение, разъедающее поверхность резинотехнических изделий:прокладок, клапанов, прочего. Как вариант: нельзя смешивать DOT 5.1 и DOT 5. Свойства такого "коктейля" не отвечают условиям работы узлов механизма, а также не выполняют возложенных на него задач.

Переход на иной класс - DOT - нежелателен, но возможен. Это потребует тщательной прочистки системы по всей цепи прохождения жидкостной субстанции.

2. Противники композиций, составленных неспециалистами, в качестве аргумента апеллируют сложностью сохранения характеристик, заявленные производителем для каждого из компонентов. Невозможно предугадать: как и когда проявятся свойства нового соединения.

Стоит учитывать факт, что до сих пор эксплуатируются механизмы, выпущенные десять (и более) лет назад. Материал некоторых деталей (к примеру, резиновых уплотнителей) разрушаются под действием современных химикатов, предлагаемыми производителями.

Особенности эксплуатации машин с ABS

Следует знать о том, что для автомобилей с антиблокировочными системами применяют класс: DOT 5.1/ABS. В нем одном присутствуют и силиконовые компоненты, и гликолевые. Ни с каким другим составом эту композицию смешивать нельзя. Заливать DOT 5.1/ABS не по назначению категорически не рекомендуется.

В случае ее отсутствия иногда применяют соединения, обладающие улучшенными эксплуатационными параметрами. Пример: ДОТ-4 от ООО "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез".

Исключение составляет DOT 5. В автомобилях с ABS такая тормозная жидкость запрещена из-за высокой степени аэрации.

С умом подходите к процессу выбора расходным компонентов. Испытайте комфорт от вождения автомобильного транспорта!

NashiKolesa.ru


Смотрите также